Контрольно-счетной комиссией Свечинского района проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ эффективности реализации программ приватизации государственного и муниципального имущества за 2011-2013 годы»
Целями экспертно-аналитического мероприятия являлись анализ и оценка законности и результативности реализации прогнозных планов (программ) приватизации муниципального имущества за 2011-2013 годы.
Проверка проведена в администрация Свечинского района Кировской области и в администрация Свечинского сельского поколения
Часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации устанавливает: Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.
Имущественные права муниципального образования в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации представляют три правомочия :
- право владения;
- право пользования;
- право распоряжения муниципальной собственностью
Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими процесс приватизации муниципального имущества в Свечинском муниципальном районе, являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации), Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательный акты Российской Федерации» от 22.07.2008 № 159-ФЗ, Устав муниципального образования Свечинский муниципальный район Кировской области, решение Свечинской районной Думы от 28.10.2005 № 51/286 «Об утверждении порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Свечинского района», решение Свечинской районной Думы от 25.10.2010 № 58/428 «Об утверждении программы социально-экономического развития муниципального образования Свечинский муниципальный район Кировской области на 2011 – 2013 годы» ( с изменениями от 26.02.2013 № 28/197), решение Свечинской районной Думы от 20.05.2011 № 5/33 «Об утверждении положения о приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности Свечинского района» (с изменениями от 10.10.2011 № 8/65), Решение Свечинской районной Думы от 26.02.2013 № 28/206 «Об утверждении порядка управления и распоряжения земельными ресурсами на территории муниципального образования Свечинский муниципальный район Кировской области», Муниципальная целевая программа «Управление муниципальным имуществом муниципального образования Свечинский муниципальный район Кировской области», решения Свечинской районной Думы о бюджете на соответствующие годы, правовые акты администрации района, относящиеся к проверяемому вопросу.
Вместе с тем, следует отметить, что планирование процесса приватизации в проверяемом периоде не соответствует требованиям Федерального закона № 178-ФЗ, Положению о приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности Свечинского района, утвержденного решением районной Думы от 20.05.2011 № 5/33.
К исключительной компетенции представительных органов муниципальных образований Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, принятие планов и программ развития муниципальных образований, а также утверждение отчетов об их исполнении. Это полномочие представительного органа закреплено статьей 21 Устава муниципального образования Свечинский муниципальный район Кировской области (далее - Устав района). Пунктом 13 части 2 статьи 21 Устава района к полномочиям районной Думы отнесено утверждение списка и определение порядка приватизации муниципального имущества в соответствии с федеральным законодательством. Положение о приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности Свечинского района утверждено решением Свечинской районной Думы от 20.05.2011 № 5/33 (далее – Положение), устанавливающее организационные и правовые основы приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности района, определяет порядок и условия приватизации муниципального имущества. Программа приватизации муниципального имущества составляется на один год, выносится на рассмотрение районной Думы одновременно с рассмотрением проекта решения о бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Программа приватизации утверждается районной Думой, районная Дума осуществляет контроль за исполнением, а также отчет о ее исполнении. В программе приватизации согласно части 2.7 статьи 2 Положения указываются наименование и характеристика муниципального имущества, подлежащего приватизации, способ приватизации имущества, предполагаемые сроки приватизации.
В нарушение части 2 Положения перечень имущества, подлежащего отчуждению, не содержал характеристики подлежащих приватизации объектов, а также предполагаемые сроки приватизации, способ приватизации. Вместе с тем, в процессе приватизации администрацией района превышены полномочия в части определения характеристики подлежащих приватизации объектов, определения сроков и выбора способов приватизации муниципального имущества, что относится к полномочиям представительного органа муниципального образования.
В 2011 году в соответствии с решением Свечинской районной Думы от 20.05.2011 № 5/34 «Об утверждении перечня муниципального имущества, подлежащего отчуждению в 2011 году», (заменяющим Программу приватизации, либо прогнозный план приватизации), предполагалось осуществить приватизацию трех объектов муниципальной собственности Свечинского района. Здание дома лесничества, здание теплой стоянки и котельной, здание цеха по переработке низкосортной древесины, расположенные по адресу пгт Свеча Кировской области, ул. Тотмянина, 43в., в последующем решением районной Думы от 11.11.2011 № 9/81 Перечень был дополнен двумя объектами, здание конторы и здание склада, расположенными по адресу : пгт Свеча, ул. Тотмянина, 19а.
На основании постановления администрации района от 08.08.2011 № 431 «О продаже имущества» было принято решение о приватизации здания теплой стоянки и котельной 1977 года постройки площадью 707,6 кв.м с кадастровым номером 43:29:030113:0037:1470/30:Д, расположенное по адресу пгт Свеча, ул. Тотмянина, 43в. Постановлением утверждены условия приватизации, включающие начальную цену объекта продажи, определенную по результатам независимой оценки от 14.07.2011 № 30/07/2011 ООО «Независимая экспертная оценка» 309 867,00 рублей, способ приватизации – открытый по составу участников аукцион с открытой формой подачи предложений о цене повышения начальной цены 5%, размер задатка. Одновременно с объектом приватизации подлежал продаже и земельный участок стоимостью 68 029,00 рублей. Информация о проведении открытого аукциона была опубликована в районной газете «Свеча» и на официальном сайте администрации Свечинского района. Открытый аукцион был признан несостоявшимся, так как не поступало заявок на участие (протокол от 09.09.2011.
В последующем в соответствии с постановлением администрации района от 27.10.2011 № 558 было принято решение о приватизации указанного объекта посредством публичного предложения с использованием открытой формы подачи предложений о приобретении муниципального имущества. Информация о продаже была опубликована в установленном порядке. Предложений о приобретении муниципального имущества не поступало ( протокол от 30.11.2011)
Доходы в бюджет района в 2011 году поступили от сдачи в долгосрочную аренду с правом выкупа объектов муниципальной собственности субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ в сумме 324,0 тыс. рублей.
В 2012 году планировалось к приватизации 5 объектов муниципальной собственности. Перечень утвержден решением Свечинской районной Думы от 16.12.2011 № 11/95, с изменениями от 17.08.2012 № 20/150.
Решение о продаже муниципального имущества без объявления цены было принято администрацией района (постановления от 03. 09.2012 № 655). Приватизации подлежало здание теплой стоянки и земельный участок, расположенные по адресу пгт Свеча, ул. Тотмянина, 43в.
Договор купли-продажи заключен по итогам рассмотрения заявок по аукциону по продаже муниципального имущества без объявления цены (протокол № 1 от 05.10.2012).
По результатам независимой оценки рыночная стоимость недвижимого имущества, подлежащего приватизации, составляла 309 867,00 рублей, включая НДС, рыночная стоимость земельного участка, 68 029,00 рублей.
В результате торгов здание продано по цене 123 000,00 рублей, земельный участок по цене 27 000, рублей. Денежные средства от приватизации поступили в районный бюджет ( платежные поручения от 22.10.2012 № 24, 27 000,00 рублей, отражено по КБК 93611406025050000430; платежное поручение от 22.10.2012 № 23 123 000,00 рублей, отражено по КБК 93611402053050000410).
По итогам открытого аукциона в 2012 году был заключен договор купли – продажи земельного участка. Доходы от приватизации составили 23 000,00 рублей.
От сдачи в долгосрочную аренду с правом выкупа субъектам малого и среднего предпринимательства в 2012 году в районный бюджет поступило доходов 250 000,00 рублей.
Таким образом, в результате реализации программы приватизации в 2012 году продан один объект, включая земельный участок, на котором он расположен, а также один земельный участок. Общая сумма средств от приватизации муниципального имущества, включая доходы от аренды с правом выкупа, составили 423,0 тыс. рублей.
В 2013 году решением Свечинской районной Думы от 27.12.2012 № 26/191 утвержден перечень муниципального имущества, подлежащего отчуждению в 2013 году, включающий 4 объекта.
Решение о приватизации здания дома лесничества, площадью 370 кв.м с кадастровым номером 43:29:030113:0037:140/30/А, расположенное по адресу пгт Свеча, ул. Тотмянина, 43в принято постановлением администрации района от 12.12.2012 № 939. Способ приватизации – открытый по составу участников аукцион с открытой формой подачи предложений о цене с величиной повышения начальной цены 5%. На основании заключения об определении рыночной стоимости недвижимого имущества сер. ОРС № 539-3/12 от 22.10.2012 рыночная стоимость здания дома лесничества составляет 354 000,00 рублей, стоимость земельного участка 78 000,00 рублей. (Договор на проведение оценки № 539-3/12 от 16.10.2012)
По итогам рассмотрения заявок на участие в аукционе двое участников были допущены к участию (протокол № 1 от 16.01.2013). По результатам проведенного аукциона комиссией было принято решение признать аукцион состоявшимся, заключить договор купли-продажи с победителем аукциона.
По итогам проведенного аукциона здание продано по цене 354 000,00 рублей, а также земельный участок, на котором оно расположено, по цене 78 000,00 рублей.
Всего в 2013 году в результате приватизации муниципального имущества в доход районного бюджета поступило 866,0 тыс. рублей, включая доходы от продажи имущества по итогам проведенного аукциона 432,0 тыс. рублей, доходы от продажи по итогам открытого аукциона с преимущественным правом выкупа 258,0 тыс. рублей, доходы от аренды 176,0 тыс. рублей.
Администрацией Свечинского района в 2012 году в соответствии с постановлением администрации от 21.05.2012 № 363 «О проведении аукциона по продаже муниципального имущества» была осуществлена продажа имущества, находящегося в оперативном управлении администрации Свечинского района – транспортное средство Ваз 21074 по итогам открытого аукциона (протокол № 2 от 03.07.2012).
Независимая оценка проведена, договор № 104 от 08.02.2012, оплата услуг оценщика составила 3 000 рублей.
Транспортное средство приватизировано по итогам открытого аукциона по договору купли-продажи транспортного средства от 05.07.2012 по цене 15 300,00 рублей.
Нарушений порядка приватизации имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, не установлено.
Доля доходов от приватизации муниципального имущества в общем объеме неналоговых доходов районного бюджета составляет незначительную часть.
Доходы от приватизации муниципального имущества представлены в сравнительной таблице
Собственные доходы районного бюджета |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|||
тыс. рублей |
Доходы от приватиза ции % |
тыс. рублей |
Доходы от приватиза ции % |
тыс. рублей |
Доход от приватиза ции % |
|
Всего налоговые и неналоговые доходы районного бюджета |
25460,0 |
1,3 |
27894,9 |
1,3 |
31300,7 |
2,8
|
Неналоговые доходы районного бюджета |
9933,3 |
3,3 |
10388,5 |
3,6 |
12520,5 |
6,9 |
Доходы от приватизации муниципального имущества |
324,0 |
|
423,0 |
|
866,0 |
|
Расходы районного бюджета на реализацию программы приватизации составили :
|
2011 |
2012 |
2013 |
Независимая оценка, оплата межевых работ (тыс. руб.) |
14 |
22 |
48 |
В статье 50 Федерального закона № 131-ФЗ определен перечень имущества, который может находиться в собственности органов местного самоуправления, необходимое для решения вопросов местного значения муниципальных образований соответствующего уровня. Остальное имущество муниципальных образований подлежит перепрофилированию, либо отчуждению.
В собственности муниципального образования находится большое количество объектов, не предназначенных для решения вопросов местного значения, которые могут быть приватизированы.
В открытом доступе на официальном сайте муниципального образования опубликован перечень имущества, не используемого для решения вопросов местного значения и которое может быть отчуждено, либо предоставлено в аренду. Однако, спрос отсутствует.
В Свечинском городском поселении Свечинского района в проверяемом периоде приватизация муниципального имущества городского поселения не осуществлялась.
Отсутствует порядок приватизации муниципального имущества в Свечинском городском поселении, утверждаемый представительным органом муниципального образования.
Согласно данных реестра муниципального имущества Свечинского сельского поселения балансовая стоимость имущества казны сельского поселения составляет 41 613,824 тыс. рублей.
В Свечинском сельском поселении в 2011,2012 годах не планировалась приватизация муниципального имущества. В бюджете сельского поселения на 2013 год не были запланированы доходы от реализации муниципального имущества. Решением сельской Думы от 19.02.2013 № 28/164 был утвержден прогнозный план приватизации муниципального имущества Свечинского сельского поселения на 2013 год. Прогнозный план приватизации включает перечень имущества, подлежащего приватизации в 2013 году, основные мероприятия по реализации прогнозного плана, порядок определения цены подлежащего приватизации муниципального имущества, основные характеристики объектов приватизации, порядок финансового обеспечения, организацию контроля за проведением приватизации муниципального имущества.
Программой приватизации муниципального имущества определен объект незавершенного строительства, расположенный по адресу с. Ацвеж Свечинского района, ул. Советская, д. 9а. По итогам независимой оценки стоимость объекта приватизации составила 580 тыс. рублей. В доходной части бюджета поселения указанная сумма была отражена.
В целях реализации программы приватизации администрацией поселения была проведена независимая оценка объекта, выполнены и оплачены кадастровые работы по межеванию земельного участка, обеспечено информационное извещение о проведении открытого аукциона. На основании постановления администрации Свечинского сельского поселения от 08.04.2013 № 21 открытый аукцион по продаже муниципального имущества проведен 03.06.2013. Процедура приватизации признана несостоявшейся.
Всего Свечинским сельским поселением произведено расходов на реализацию программы приватизации в 2013 году 20 670,00 рублей, в т.ч. :
1) независимая оценка объекта незавершенного строительства 5 000,00 рублей. Оплата произведена платежным поручением от 16.10.2012 на основании счет-фактуры от 10.09.2012 № 14
2) Оплата кадастровых работ по договору № 406 от 27.12.2012 с ООО «Землемер» на основании счет – фактуры от 27.11.2012 № 406 платежным поручением № 57 от 22.02.2013 – 10 000,00 рублей.
3) Информационное извещение – электронный документооборот по договору поручительства от 25.12.2009 платежным поручением от 17.05.2013 № 159 по счету № 241 от 16.04.2013 – КОГАУ Редакция газеты Свеча – 5 570,00 рублей.
Объем израсходованных на подготовку и реализацию программы приватизации средств не принес результатов. Имеет место нарушение принципов статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации - безрезультатные расходы бюджета Свечинского сельского поселения в сумме 20,67 тыс. рублей.
Кроме того, имело место нарушение при проведении процедуры приватизации выразившееся в просроченности итоговой оценочной стоимости объекта незавершенного строительства, подлежащего приватизации.
Информация о проведении аукционов по приватизации муниципального имущества, а также об итогах приватизации размещалась в СМИ, определенных правовыми актами органов местного самоуправления, на официальном сайте муниципального образования, в Информационных бюллетенях органов местного самоуправления. Нарушений по информационному сопровождению процесса приватизации не установлено.
Выводы.
1. В Свечинском муниципальном районе, а также в Свечинском городском и Свечинском сельском поселениях сформирована достаточная нормативно-правовая база, регламентирующая порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципальных образований, порядок и условия приватизации муниципального имущества, порядок планирования приватизации муниципального имущества, порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества.
2. Имеет место нарушение администрацией района процесса приватизации, выразившееся в превышении полномочий, установленных Федеральным законом от 21.12.2001 № 178 – ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Уставом района, нормативными правовыми актами районной Думы, в части принятия решения определения характеристики подлежащих приватизации объектов, определения сроков и выбора способов приватизации муниципального имущества.
3. Порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Свечинского района, утвержденный решением Свечинской районной Думы от 28.10.2006 № 51/286 (с изменениями в редакции от 30.06.2009 № 38/307) содержит положения, противоречащие Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетному кодексу Российской Федерации, Уставу муниципального образования Свечинский муниципальный район Кировской области.
4. Решение Свечинской поселковой Думы от 22.08.2006 № 12/73 «Об утверждении порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского поселения пгт Свеча» не соответствует Уставу муниципального образования.
5. В Свечинском городском поселении не утвержден порядок приватизации муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности Свечинского городского поселения Свечинского района Кировской области.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия администрации Свечинского района направлено информационное письмо.