Права граждан при рассмотрении их обращений должностными лицами государственных и муниципальных органов.
Основные вопросы, касающиеся порядка и сроков рассмотрения обращений, регламентированы Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Лица, при рассмотрении их обращений имеют следующие права:
1)представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
2)знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
3)получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
4)обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5)обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Обращение может быть направлено не только в виде письма, но и посредством
электронного документа.
В обращение обязательно указывать фамилию, имя, отчество обратившегося, его адрес проживания (куда должен быть направлен ответ), рекомендуется и номер телефона - для получения дополнительных или уточнения указанных в обращении доводов.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением заявителя о переадресации обращения.
Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, в случае если обращение поступило посредством электронной почты, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.
Отдельным вопросом стоит срок рассмотрения обращения.
По общему правилу письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В исключительных случаях, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении, срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Прокуратура обращает внимание не только граждан, но и лиц, в компетенцию которых входит рассмотрение обращений, что сроки исчисляются в календарных днях, а не рабочих.В случае нарушения порядка рассмотрения обращения граждан предусмотрена административная ответственности по статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В случае установления факта нарушения порядка и сроков обращения, прокуратурой выносится постановление о возбуждении в отношении лица, допустившего данные нарушения, дела об административном правонарушении по статье 5.59 КоАП РФ, которое для дальнейшего рассмотрения направляется в мировой суд.