Мошенники умело используют всю доступную информацию и технологии, разбираются в психологии людей, вынуждая жертву раскрывать всю информацию о себе либо совершать те или иные действия.
Выбирая способы совершения преступлений, злоумышленники используют те болевые точки, которые больше всего волнуют людей: беспокойство за близких родственников, за свой телефонный номер, за счет в банке или кредитную карту, желание выиграть крупный приз, любопытство - желание получить доступ к SMS и звонкам других людей.
Самый распространенный вид телефонного мошенничества - так называемый случай с родственниками.
Мошенник представляется родственником или знакомым, взволнованно сообщает о том, что задержан правоохранительными органами. Причины называются различные: совершил дорожно-транспортное нарушение, или у него нашли наркотики, или он причинил в ходе возникшего конфликта телесные повреждения, но при этом есть возможность за деньги "решить вопрос". Деньги необходимо привезти в определенное место и передать доверенному человеку.
В другом случае абонент получает на мобильный телефон сообщение: "У меня проблемы, позвони по такому-то номеру, положи определенную сумму денег. Потом все объясню".
Еще одним распространенным способом телефонного мошенничества является так называемое хищение от имени банка.
Абоненту приходит сообщение о том, что его банковская карта заблокирована, и дается номер для справки. Когда владелец карты по нему звонит, ему сообщают о том, что произошел электронный сбой, и, чтобы банковскую карту разблокировать, просят сообщить ее номер и пин-код. После этого легко снимают деньги со счета.
Существует множество иных способов телефонного мошенничества: это и "платный код", когда абоненту поступает звонок якобы от оператора мобильной связи с предложением подключить новую услугу и для этого предлагается набрать под диктовку код, который в действительности является комбинацией для перевода денег со счета абонента на счет мошенников; "ошибочный перевод средств", когда абоненту приходит sms-сообщение, что на его счет пришли деньги с помощью услуги "мобильный перевод", и тут же поступает звонок и абонента просят вернуть сумму обратно тем же "мобильным переводом"; "розыгрыш призов", когда абонента поздравляют с крупным выигрышем в лотерее, а затем предлагают активировать карты экспресс-оплаты и назвать оператору коды.
телефонное мошенничество подразумевает совершение злоумышленниками конкретных действий, побуждающих жертву сообщить интересующую о себе информацию либо совершить те или иные операции.
Вместе с тем правоприменительная практика исходит из того, что сами по себе факты звонков, поступлений смс-сообщений с различного рода сомнительной информацией, в которых не называются конкретные суммы или не предлагается совершение определенных действий, исполнение которых может повлечь за собой списание (перечисление) денежных средств, не образуют состава преступления, предусмотренного ст. 159 УК, в связи с чем по указанным фактам необходимо принимать решения об отказе в возбуждении уголовного дела.
В случае поступления смс-сообщений о произошедших сбоях на сервере, отвечающем за обслуживание банковских карт, ошибочном зачислении на номер счета (телефона) абонента определенной суммы, одобрении транзакции на конкретную сумму и необходимости звонка на указанный в сообщении номер телефона для получения дополнительной информации, отмены операции и непринятия лицом каких-либо дальнейших действий, сам по себе факт поступления такого сообщения также не образует состава преступления.
В то же время, если лицу будет обозначена сумма денежных средств, подлежащая перечислению, но потерпевший ее не переводит, осознавая, что в его отношении совершается мошенничество, действия злоумышленника необходимо квалифицировать как покушение на мошенничество.
Если же потерпевший перечислил денежные средства, действия лица подлежат квалификации как оконченное преступление по соответствующей части ст. 159 УК.
Состав преступления также будет иметь место в случае, если лицо, к которому поступило смс-сообщение с указанной выше информацией, позвонит по обозначенному номеру телефона и ему будет предложено сообщить номер банковской карты и пин-код для ее перерегистрации (разблокировки).
Если после сообщения потерпевшим данных карты с его счета будет списана или самим потерпевшим будет перечислена определенная сумма, то хищение денежных средств будет считаться оконченным в размере списанной (перечисленной) суммы.
Если в процессе разговора потерпевший осознает, что в отношении его совершается мошенничество, и не назовет данные своей карты, пин-код, то указанное деяние следует квалифицировать как покушение на мошенничество в размере суммы, находящейся на счете потерпевшего.
Кроме того, уголовное дело подлежит возбуждению по соответствующей части ст. 159 УК, когда лицо, позвонив потерпевшему, сообщает о несчастных случаях, произошедших с родственниками, их задержании сотрудниками правоохранительных органов, выигрыше в лотереи и т.п., в связи с чем ставит вопрос о необходимости перевода (передачи) денежных средств для оказания незамедлительной помощи, решения вопроса с сотрудниками органов власти об освобождении родственников, укажет конкретную сумму, которую необходимо перевести (передать) для устранения проблем или получения выигрыша.
Если потерпевший в процессе разговора осознает, что в отношении его совершается мошенничество, и откажется переводить (передавать) обозначенную сумму, то деяние надо квалифицировать как покушение на совершение преступления, предусмотренного ст. 159 УК. Если же потерпевший переводит (передает) денежные средства, то мошенничество считается оконченным.