Основные направления государственной политики по развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации отражены в Указе Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 618.Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2019 N 768-р утвержден стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации.Целями стандарта являются:
— установление системного и единообразного подхода к осуществлению деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по созданию с учетом региональной специфики условий для развития конкуренции между хозяйствующими субъектами в отраслях экономики;
— содействие формированию прозрачной системы работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части реализации результативных и эффективных мер по развитию конкуренции в интересах потребителей товаров, работ, услуг, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, граждан и общества;
— выявление потенциала развития экономики Российской Федерации, включая научно-технологический и человеческий потенциал;
— создание стимулов и содействие формированию условий для развития, поддержки и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, повышения уровня конкурентоспособности их продукции, а также содействие устранению административных барьеров;
— повышение доступности финансовых услуг для субъектов экономической деятельности;
— преодоление и минимизация влияния несовершенной конкуренции на инфляцию;
— содействие каждым субъектом Российской Федерации развитию конкуренции на товарных рынках, определяемых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, для достижения положительного эффекта в соответствующих отраслях (сферах) экономики Российской Федерации, характеризующихся наличием значимых проблем, препятствующих конкуренции. Под товарным рынком в стандарте понимается сфера обращения товара, работы, услуги, которые не могут быть заменены другими товаром, работой, услугой, или взаимозаменяемых товаров, работ, услуг, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, работу, услугу и за пределами которой такая возможность либо целесообразность отсутствует.
Принципами внедрения стандарта являются:
— ориентация на потребителя – высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации и органы исполнительной власти субъекта РФ во взаимодействии с руководством Муниципальных образований и сотрудниками органов местного самоуправления осуществляют мероприятия по содействию развитию конкуренции исходя из текущих и предполагаемых потребностей товаров, работ, услуг, участников экономических отношений и общества в целом;
— системный подход — совершенствование деятельности органов исполнительной власти субъектах РФ по анализу состояния товарных рынков, поведения хозяйствующих субъектов на указанных рынках, выявленных ожиданий потребителей товаров, работ и услуг планированию деятельности, а также формированию процессов и систем мониторинга, оценки, контроля и анализа деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ;
— постоянное совершенствование деятельности – повышение удовлетворенности потребителей и других участников экономической деятельности качеством товаров, работ, услуг;
— заинтересованность высшего должностного лица.